В 2013 году прошло ровно сорок лет с того момента, как появилась пожалуй самая известная отечественная серия почтовых марок с кораблями – «Корабли-герои».
Надо сказать, что серии почтовых марок, на которых представлены фотографии и модели кораблей, входят в ряд самых популярных среди знатоков филателистки. Это обуславливается историческим значением флота во всём мире, а особенно в Европе и России.
Эта серия «Корабли-герои» была выпущена в далёком 1973 году и была приурочена Министерством Связи Советского союза ко Дню Военно-Морского флота, как раз к тому дню, когда все-все-все, от мала до велика чествуют военных кораблестроителей и моряков.
Это была уже Четвёртая Серия, и в неё вошли пять марок. На марках следующие корабли:
Краснознаменный линейный корабль «Октябрьская революция» — это линкор четвёртый по счёту в серии таких кораблей, построен на Адмиралтейском заводе в Петрограде под общим руководством А. Н. Крылова, который спустя годы стал известным академиком. В боевой состав Балтийского Флота вступил официально 1 июля 1914 года. Получил имя «Гангут», в честь 200-летия разгрома шведского флота российским флотом в Гангутоком сражении 1714 года.
В 1917 на одном из первых, на Гангуте был поднят красный флаг
При обороне и прорыве блокады Ленинграда, Линкор отличился не раз. Сбиты десятки фашистских самолётов, уничтожены десятки танков. В январе и июле 1944 года огонь главного калибра корабля проложил путь советской пехоте через вражеские укрепления. Экипаж линкора «Октябрьская революция » 22 июля 1944 года был награжден орденом Красного Знамени.
Краснознаменная гвардейская подводная лодка «Д-3»— «Красногвардеец». Лодки такого типа - первенцы отечественного подводного судостроения. Заложена в марте 1927 года на ленинградском судостроительном заводе, а на флагштоке «Д-3» т военно-морской флаг был поднят 12 июля 1931 года.
Сначала лодка плавала под водой Балтики. Осенью 1933 года, учитывая сложившиеся условия, лодка прошла Беломорско-Балтийский канал и оказалась в Баренцевом море.
К моменту начала Великая Отечественной войны, лодка уже была слишком устаревшей, как морально, так и физически. Но экипаж любил свою лодку, и настоял на участии в активных действиях э той лодки.
К 1942 году лодкой потоплено 10 вражеских кораблей и транспортов и повреждены еще два. Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР от 17 января 1942 года «Д-3» первая среди кораблей Северного флота награждена орденом Красного Знамени, а 3 апреля того же года она с группой кораблей первой в ВМФ преобразована в гвардейскую.
Летом 1942 года случилось непоправимое — лодка не возвратилась из боевого похода.
Гвардейский крейсер «Красный Кавказ» заложен в Николаеве в 1913 году под названием «Адмирал Лазарев», но построен уже после революции, в советское время, с современным вооружением и изменениями в проекте.
Войну встретил на рассвете 22 июня 1941 года на Севастопольском рейде, отражая налет фашистской авиации на главную базу Черноморского флота. Участвовал в обороне Одессы и Севастополя.
3 апреля 1942 года «Красный Кавказ» получил наименование гвардейского.
Краснознаменный крейсер «Киров» — в 1935 году был заложен первенец крупного советского судостроения. Поднял флаг в сентябре 1938 года в составе Балтийского флота. В своем классе кораблей он был самым совершенным в мире.
Во время войны был в Таллинне и Кронштадте. За годы войны он провел более 300 боевых стрельб и нанес большой ущерб немецко-фашистским войскам в живой силе и боевой технике.
Гвардейский эскадренный миноносец «Сообразительный» чуть ли не со стапелей вступил в бой. Поднял флаг и вступил в состав Черноморского Флота 7 июня 1947. Защищал города-герои Одессу и Севастополь. Затем защищал побережье Кавказа.
За период Великой Отечественной войны эсминец совершил около 200 боевых походов. 1 марта 1943 года «Сообразительный» получил звание гвардейского и находился в строю до 1963 года.